Алексей Ерошин (e_aleks) wrote,
Алексей Ерошин
e_aleks

Поездка в Архангельскую область: Часть 1 (Каргополь)



В конце июля, в первые девять дней своего отпуска, я вместе с uraken, vgromov и Алексеем Елагиным съездил в очень интересную и познавательную поездку по Архангельской области. За эти дни нам удалось поездить по древнему Каргопольскому краю, совершить увлекательный двухдневный переход через Кенозерский национальный парк из южного сектора парка в северный сектор, а также провести несколько дней в Плесецком секторе Кенозерья, живя в Вершинино, и производя вылазки по окрестным селам и деревням. Но начну я с рассказа о Каргополе - об очень интересном древнем городе, в котором мы провели первый день нашей поездки.


Каргополь - один из древнейших городов Русского Севера. Хотя официальной датой основания города и считается 1146 год, достоверно утверждать, что город был основан именно тогда не представляется возможным. Данных о древнейшей истории города крайне мало, имеющиеся письменные источники и археологические раскопки дают лишь основание полагать, что город возможно был основан новгородцами где-то в IX-XII веках. О происхождении названия города - Каргополь - тоже можно лишь предполагать, но как одна из версий считается, что название это финно-угорского происхождения и происходит от финского слова Karhupuoli, что означает - "Медвежья сторона".
Еще в древнейшие времена по реке Онега, на которой располагается Каргополь, проходил водный путь из Белого моря в Белозерье - корабли могли спускаться по Онеге до оз. Лаче, откуда через систему рек, озер и волоков они попадали в Белое озеро, откуда уже пролегали водные пути ко многим городам Руси. Именно такое удачное расположение города и обусловило его развитие на протяжении многих веков.
Вплоть до конца XIV века достоверных сведений об истории Каргополя нет, первые письменные упоминания относятся к XV веку - именно тогда Каргополь выступает на стороне Новгородской республики, противясь усилению власти Москвы на севере. В 1478 году, когда Новгородская республика была окончательно подчинена, Каргополь вошел в состав Московского государства.
В XVI-XVII веках, благодаря своему расположению на водном пути из Центральной России в Поморье, Каргополь становится одним из крупнейших торговых центров России. Основными товарами, которые в то время шли через Каргополь являлась соль, а также продукция речных и морских промыслов.
Именно в XVI веке в 1562 году в Каргополе возводится первое каменное здание - Христорождественский собор, который и поныне украшает город. Каменное строительство продолжается и в XVII - XVIII веках - именно тогда были построены многие из тех храмов, что мы видим в городе.
В начале XVII века Каргополь подвергается набегам польско-литовских интервентов. Город они так и не взяли, но сам Каргопольский край сильно пострадал от набегов. Тогда же в начале XVII века в Каргополе возводится деревянная крепость - острог, валы которой до сих пор видны в городе. Следует отметить, что сама крепость трижды перестраивалась. Крепость просуществовала до 1765 года, когда она полностью была уничтожена пожаром.
В XVIII - XIX веках Каргополь постепенно утрачивает свое значение важного торгового центра и постепенно становится небольшим уездным городом. В 1765 году сильнейший пожар уничтожает большую часть города, но город отстраивается заново в соответствии с утвержденным генеральным планом, который тем не менее не сильно изменил первоначальную планировку города.
С конца XVIII века Каргополь окончательно утрачивает свое значение, как крупный торговый центр, а уже в 1784 году он становится небольшим уездным городом в составе Олонецкого наместничества (позже Олонецкой губернии).
Но хватит об истории, пора рассказать и про нашу поездку.

Утром 23 июля я, uraken и Алексей вышли из вагона северодвинского поезда на ст. Няндома (vgromov к нам присоединился только в Кенозерье, в первые дни поездки мы были только втроем). Через сам Каргополь железная дорога не проходит и чтобы в него попасть, необходимо было проехать еще около 80 км на автобусе. Нам повезло, так как автобус отходил в 10-30, через 15 минут после прибытия поезда, так, что уже скоро мы ехали по дороге в Каргополь. Дорога до города целиком асфальтированная и за исключением нескольких разбитых участков находится в относительно хорошем состоянии, так что автобус доезжает до города где-то за 1,5 - 2 часа.
Приехав на автостанцию и изучив расписание автобусов на ближайшие дни, мы отправились в расположенную поблизости гостиницу "Каргополочка", где я предварительно забронировал нам номера. Заселившись в гостиницу и оставив лишние вещи, мы приступили к осмотру города. Осмотр решили начать с северной части города и уже оттуда двигаться в сторону центра.




Деревянная автостанция в Каргополе.

Рядом с автостанцией располагается Троицкая церковь. Сама церковь была изначально построена в самом конце XVIII века и в те времена она была пятиглавой. После пожара 1878 года города церковь была перестроена, пятиглавие было заменено на огромный купол.




Церковь Троицы Живоначальной.

После небольшой фотосессии мы продолжили наш путь в центр города.




Церковь Воскресения Христова (XVII в). Сейчас церковь на реставрации и вся в лесах, поэтому разглядеть её детально крайне проблематично.




По дороге к центру.




Река Онега.


Старый причал. Когда-то с него отправлялись пассажирские катера к различным деревням по берегам озера Лаче. Сейчас пассажирского сообщения нет, лишь экскурсионный кораблик вечерами в выходные дни катает желающих по озеру.


С причала за деревьями уже виден храмовый ансамбль Соборной площади (Новый Торг).
В 1552-1562 годах на этом месте строится самый древний собор в Каргополе - Христорождественский собор. Изначально собор имел строгую кубическую форму, но позже в XVII веке к собору был пристроен северный и южный придел, к западной же стене собора пристраивается галерея и крытое кольцо. Время идет и в 1765 году в Каргополе случается катастрофический пожар, который уничтожил практически весь город. Но собор выстоял - хотя и был сильно поврежден - у него пострадали купола, в стенах возникли трещины, практически полностью были уничтожены росписи.
Также до пожара в 1751 году по соседству с собором, на месте ранее существовавшей деревянной церкви, строится церковь Иоанна Предтечи.
После пожара это место было отведено под торговую площадь (Новый Торг).
В 1772 году на месте сгоревшей деревянной колокольни строится двухъярусная каменная колокольня. Колокольня эта очень необычна - в её нижней части устроены проездные ворота, и ориентированы они не по сторонам света (как принято), а по направлению главной улицы. Объясняется это тем, что в Каргополе ожидали приезд Екатерины II и нижний ярус колокольни должен был сыграть роль триумфальных ворот.
В 1808 году был построен последний храм в Новом Торге - одноглавая Введенская церковь.

Сейчас только церковь Иоанна Предтечи является действующим храмом. Христорождественский собор, Введенская церковь и Соборная колокольня относятся к Каргопольскому музею.
В Христорождественском соборе сейчас представлены две экспозиции - на первом этаже представлены небеса из деревянных часовен Каргопольского района - очень интересная экспозиция, где мы надолго задержались. Больше всего мне там запомнились небеса из Никольской часовни с. Ловзанга - на этих небесах были изображены картины на различные библейские сюжеты. На втором же этаже собора можно увидеть старинный деревянный иконостас 1770 года и несколько древних икон.
На Соборную колокольню сейчас можно подняться и с неё открываются виды на окрестности. Хотя несколько лет назад на неё не то, что подняться было нельзя, к ней даже подойти было опасно. В 2001 году в колокольню ударила молния и она горела три дня, так как в Каргополе не было техники, чтобы её потушить. Колокольня после этого пару лет находилась в аварийном состоянии, пока в 2003 года не началась её реставрация.


Панорама Нового Торга. Христорождественский собор в кадр не попал, но остальные все храмы видны.







Церковь Иоанна Предтечи (1751).


Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (1808).


Христорождественский собор (1562). Сейчас собор реставрируется, но экспозиции открыты. Кстати из собора есть подземный ход - мне про него рассказала смотрительница в музее. Его как раз нашли при реставрации, но пока не раскапывали, так, что куда он ведет, можно лишь пока догадываться.




Соборная колокольня (1772). На колокольню сейчас можно подняться, чем мы не преминули воспользоваться.






Виды с колокольни.

Осмотрев Новый Торг, мы продолжили осмотр города.




Деревянная детская площадка недалеко от Нового Торга.


Памятник А. А. Баранову - основателю русских поселений на Аляске, первому правителю Русской Америки.


Река Онега. Поблизости находится городской пляж, весьма многолюдный, благодаря 30С жаре, которая была в эти дни. Мы на пляж еще вернулись, но ближе к вечеру, когда народ в основном весь разошелся.


"Дом на Пятницкой".

Вскоре мы дошли и до Старого Торга. В древности здесь была торговая площадь, сейчас же здесь располагается храмовый ансамбль из трех старинных церквей.
Самая древняя церковь - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1680 году. Позже церковь достраивали - в 1844 году к ней была пристроена колокольня. Сейчас она является действующим храмом.
Неподалеку от неё располагается Благовещенская церковь 1692 года. Это массивная кубическая пятиглавая церковь, построенная в духе московской архитектуры XV в. Церковь очень богато украшена каменной резьбой, особенно богата отделка окон и наличников. Из 30 окон ни одно окно не повторяет другое. Церковь сейчас закрыта, но, как мне сказали в музее, иногда в большие праздники её открывают.
Третья церковь в ансамбле, это одноглавая церковь Николая Чудотворца 1741 года постройки.




Старый Торг. Справа - Благовещенская церковь (1692), слева - церковь Николая Чудотворца (1741).






Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1680).




Церковь Николая Чудотворца (1741).

Осмотрев Старый Торг, мы продолжили прогулку по городу.


Старинный деревянный дом.


Окрестные виды.


Деревянные тротуары.




Церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1816). Сейчас в этой церкви находится одна из экспозиций Каргопольского музея, но туда мы уже не успели.


Церковь Вознесения Господня (1751). Сейчас храм находится в полуразрушенном состоянии и используется в хозяйственных целях. Рядом находится еще Святодуховская церковь, но она настолько перестроена, что я её даже фотографировать не стал.

Постепенно наша прогулка подошла к концу, так, что мы вернулись ужинать в гостиницу. Поужинав, мы еще погуляли по вечернему городу и сходили на пляж. На следующий день у нас была запланирована загородная программа, но об этом в следующем отчете..

Все фотографии, а также расписание автобусов, можно увидеть здесь: https://picasaweb.google.com/103787828238522448161/20110723#

При написании отчета использовались материалы сайтов:
http://www.mccme.ru/putevod/29/Kargopol'/kargopol'.html
http://www.towns.ru/towns/kargopol.html
http://www.kargopol.ru/ru/about_sity/architect

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments