Алексей Ерошин (e_aleks) wrote,
Алексей Ерошин
e_aleks

Поездка в Архангельскую область: Часть 2 (Архангело + Ошевенское)





В первой части своего отчета я уже начал рассказывать о том, как в конце июля в первые девять дней своего отпуска я вместе с uraken, vgromov и Алексеем Елагиным съездил в Архангельскую область. Я уже рассказал о том, как, приехав субботним утром 23-го июля на ст. Няндома, мы добрались на автобусе до Каргополя и провели там целый день, гуляя по городу и осматривая достопримечательности. В следующий же день, переночевав в гостинице "Каргополочка", мы съездили в Архангело и Ошевенское - древние села Каргопольского уезда. Именно там сохранились старинные деревянные храмовые ансамбли XVIII-XIX вв и развалины Александро-Ошевенского монастыря. А теперь обо всем по порядку...


На берегу реки Онеги в 55 км к северу от Каргополя по трассе Р-1 в старинном селе Архангело (дер. Шелоховская) располагается старинный деревянный храмовый ансамбль, построенный в XVIII - XIX веках. Именно туда мы и решили съездить воскресным днем 24-го июля.
Доехать до села Архангело можно или на пригородном автобусе Каргополь - Троица (Семеновская) (отправляется в 8-30 и в 18-00 во все дни, кроме вторника и четверга) или на междугороднем автобусе Каргополь - Плесецк (отправляется в 6-00 в понедельник, среду, субботу и воскресенье).
Раннее утром 24-го июля.... Еще нет 6 утра, а мы уже на автостанции. Нас только трое - я, uraken и Алексей. vgromov пока еще к нам не успел присоединиться. Через несколько минут подают автобус и мы в него садимся. На удивление желающих уехать в Плесецк совсем мало, большая часть мест свободна. Становится ясно, что смысла волноваться и покупать билеты заранее не было никакого.
Трасса Р-2 до моста через Онегу сейчас уже полностью заасфальтирована, так что еще не было семи утра, как мы приехали в дер. Шелоховская. Быстро убеждаемся, что единственное кафе в деревне имеет преимущественно вечерне-ночной распорядок работы (а у меня еще теплилась надежда позавтракать в нем) и отправляемся осматривать храмовый ансамбль.
Сам ансамбль в настоящее время стоит из двух старинных деревянных церквей - летней церкви Михаила Архангела 1715 года постройки и более поздней зимней Сретенской церкви 1803 года. Существовала еще каменная колокольня, но она была утрачена в советское время.


Деревня Шелоховская. Впереди уже виден храмовый ансамбль.






Церковь Михаила Архангела. Была построена в 1715 году на месте сгоревшего одноименного храма. Храм уникален, так как это единственный сохранившийся храм с "кубоватой" кровлей на Верхней Онеге (вообще такой тип храма более характерен для Поонежья и прионежского берега Белого моря). В храме сохранились небеса, но наблюдать их можно только через зарешеченные окна, так как сам храм закрыт на вялотекущую реставрацию.






Церковь Сретения Господня. Построена в 1803 году на месте сгоревшей одноименной церкви. Изначально к церкви была пристроена трапезная с Фроло-Лаврским и Георгиевским приделом, но в советское время трапезная была разрушена. Сейчас церковь закрыта на вялотекущую реставрацию.

Осмотрев храмовый комплекс, мы прогулялись на берег р. Онега и там позавтракали тем, что было с собой.






На берегу р. Онега.

Позавтракав же, мы продолжили нам маршрут и отправились в Ошевенское - старинное село, расположенное в 45 км севернее Каргополя. Когда-то в нем проживало более двух с половиной тысяч человек, а само село состояло из 12 деревень, но время идет и от 12 деревень осталось лишь пять - Погост, Ширяиха, Низ, Большой Халуй и Гарь, а количество жителей сократилось до 600. Но тем не менее Ошевенское остается одним из самых крупных сел Каргопольского района.

От дер. Шелоховская до села около 20 км и, когда я планировал маршрут, то предполагал, что это расстояние мы пройдем пешком, так как, судя по отзывам в интернете, еще в прошлом году дорога между этими населенными пунктами находилась в весьма плачевном состоянии и была пригодна для проезда только в сухое время года.
Но нам повезло - идти все 20 км пешком не пришлось, так как, буквально через пару километров, нас подобрали, проезжавшие мимо строители на УАЗике, которые ехали в дер. Погост к строящемуся мосту через р. Чурьега - так, что идти 20 км по жаре нам не пришлось и сэкономленное время мы могли потратить на более внимательный осмотр села.
Кстати насчет дороги - дорогу в этом году привели в порядок, на всем протяжении она представляла собой вполне приличную грейдерную дорога, по которой без особого труда можно проехать (хотя возможно осенью и весной с проездом могут возникнуть большие проблемы, так как часть дороги идет через весьма сырые места).


Дорога из дер. Шелоховская в с. Ошевенское.

Как я уже упоминал, мост через р. Чурьега на основной трассе из Каргополя разобрали (строят новый мост, пройти можно только пешеходам по временному мостику). Весь транспорт (в том числе и автобус) едут по временной дороге, проложенной вдоль р. Чурьега, и пересекают реку по мосту дороги в дер. Большой Халуй. Кстати, возможно именно из-за этого и привели в порядок дорогу в дер. Шелоховская.

На южной окраине села, на противоположном берегу р. Чурьега, располагается Александро-Ошевенский монастырь, основанный в середине XV века в 1453 году св. Александром Ошевенским. В советское время монастырь был сильно разрушен и в настоящее время он находится большей частью в руинированном состоянии, хотя работы по восстановлению ведутся, но крайне медленно. Монастырь сейчас действующий, но в то в то время, когда мы были, никого из братии не было.




Александро-Ошевенский монастырь. Надвратная церковь Николая Чудотворца (1830).




Угловые башни монастыря.


Братский корпус.










Полуразрушенный собор Успения Пресвятой Богородицы (1707). Очень трудно поверить, что собор действительно был построен в XVIII веке - глядя на фундамент, построенный из огромных каменных блоков, создается впечатление, что собор имеет гораздо более древнюю история. Хотя возможно, что в XVIII веке собор построили на гораздо более древнем фундаменте. Сейчас собор находится в руинированном состоянии и перспективы его восстановления достаточно туманные.


Колокольня Успенского собора.

Осмотрев Александро-Ошевенский монастырь, мы возвратились на северный берег р. Чурьега, и отправились осматривать старинную деревянную церковь в с. Погост.


Река Чурьега.






По дороге через с. Погост.






Богоявленский деревянный храмовый комплекс 1787г. в дер. Погост. В храме сохранился старинный деревянный иконостас и расписные небеса. Нам повезло, так как ко времени нашего прихода храм была открыт и нам удалось попасть во внутрь. Был еще соблазн попасть на колокольню (судя по некоторым отзывам в интернете, это возможно), но так как хранительница уже уходила, проситься мы не стали.






Следующая на нашем пути деревня - Ширяиха - центр села Ошевенское. В деревне сохранились купеческие дома, построенные еще в XIX веке. В центре деревни в одном из старинных деревянных домов находится гостевой дом (нам про него рассказала хранительница Богоявленского храма). Нам повезло - удалось застать хозяйку и договориться, чтобы через несколько часов нам приготовили обед. Вообще, если кто соберется в эти края, то договаривать об обеде лучше заранее по телефону.

А пока обед готовился, мы продолжили осмотр села и отправились на север - в сторону деревень Низ и Большой Халуй.




В деревне Низ.




Часовня Георгия Победоносца в дер. Низ (начало XIX в). Нам снова повезло и к часовне мы подошли как раз в то время, когда там заканчивалась экскурсия, так что нам и тут удалось попасть во внутрь.

От часовни можно спуститься к реке Чурьега, сесть в тени на берегу и полюбоваться красивыми видами.


Река Чурьега.

А немного отдохнув, мы продолжили наш путь уже в дер. Большой Халуй. В отличии от деревень Погост, Ширяиха и Низ, которые идут вплотную друг за другом, деревня Бол. Халуй несколько удалена.


Р. Чурьега, вид с моста по дороге в дер. Бол. Халуй.


На том берегу осталась дер. Низ, а нам идти дальше.




Окрестные виды.

Около дер. Бол. Халуй протекает одноименная река Халуй. Река очень интересная - она в одном месте уходит под землю в карст, а потом снова выходит на поверхность. Мы очень хотели посмотреть на эту реку, на тот момент, когда она уходит в карст, но нам не повезло - крайне сухое и жаркое лето сделало свое дело и вместо реки мы увидели лишь высохшее русло, вода же была только под мостом.
Вообще с этим местом связано несколько легенд. Одна из них говорит, что в древности в поисках места для монастыря Александр Ошевенский присмотрел место около деревни Больщой Халуй. Но местные жители боялись, что с основанием монастыря, их земли перейдут к обители и поэтому прогнали Александра Ошевенского, даже не дав ему напиться. С тех пор он и проклял их, сказав, что "они будут жить у воды, но без воды".


Единственная вода, что мы нашли в реке.






Сухое русло.


Обетный крест на месте разрушенной часовни. С этим местом тоже связана легенда.
Появление часовни связано с чудом. В 19-м веке неожиданно ослепший крестьянин (Проня Офонин) увидел сон: будто в родной деревне ему является Александр Чудотворец, который показывает место у самого «шипуна» - так называют на Халуе курган, где по велению преподобного река уходит под землю. Святой сказал Проне, что зрение ему вернется, но в благодарность за это он должен поставить в этом месте крест. Прозревший через пару дней, крестьянин вернулся домой, но креста поставить не удосужился. Через пять лет ему вновь приснился сон, где преподобный напомнил ему о данном обещании. Испугавшись не на шутку, Проня не только водрузил с помощью двух односельчан большущий крест, но и восемь лет добивался, чтобы поставить на этом месте часовню, которая была открыта в 1909 году.
В советское время какой-то охотник разобрал часовню и построил из бревен зимовку, в которой завелся полтергейст: предметы летали и норовили попасть в хозяина. Он отдал зимовку под скотину, а та сдохла. После то, что осталось разобрали на дрова. А охотник очень скоро умер от гангрены.
(цитата из http://www.myrusland.ru/places_171.htm).






В дер. Большой Халуй. Хотя деревня достаточно большая, жилых домов крайне мало. В основном дома стоят заколоченными.




Часовня Илии Пророка в Большом Халуе (XVIII в). Попасть внутрь не удалось, часовня была закрыта.

Осмотрев дер. Большой Халуй, мы вернулись обратно к гостевому дому, где нас накормили вкусным обедом. Пообедав и отдохнув в гостевом доме, мы продолжили осмотр села. Прогуляться же мы решили к святому озеру около дер. Ширяиха.
Раньше там на берегу озера была деревянная часовня в честь явления иконы «Всех скорбящих радость», но часовня сгорела, а на этом месте осталось лишь несколько обетных крестов.




Жаркая и засушливая погода сделала свое дело - озеро почти пересохло.


Обетные кресты.

Время приближалось к отъезду в Каргополь и оставшееся до автобуса время мы решили провести на берегу реки Чурьега, где можно было искупаться, спасаясь от жары.






Река Чурьега.

Ближе к 19 часам мы вышли на дорогу сторожить автобус, который вскоре и забрал нас в Каргополь.
Кстати не лишним будет здесь привести расписание автобуса: Каргополь - Ошевенск: 7.20 (вт, сб), 17.40 (вт, сб); Каргополь - Ошевенск - Гарь: 7.20 (пт), 17.40 (пт, вс).

Продолжение следует...

Все фотографии можно увидеть здесь: https://picasaweb.google.com/103787828238522448161/20110724#
При написании отчета использовались материалы с сайтов:
http://www.myrusland.ru/places_category_1_areas_138.htm
http://www.arh-eparhia.ru/monasteries_and_parishes/temples/?ELEMENT_ID=14389
http://varandej.livejournal.com/287740.html - очень интересный отчет varandej, который в какой-то мере меня сподвигнул на посещение сел Архангело и Ошевенское.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments