Алексей Ерошин (e_aleks) wrote,
Алексей Ерошин
e_aleks

Поездка в Архангельскую область: Часть 5 (Транскенозерская тропа)

В первых четырех частях своего отчета я уже начал рассказывать о том, как в конце июля в первые девять дней своего отпуска я вместе с uraken, vgromov и Алексеем Елагиным съездил в Архангельскую область. Я уже рассказал о том, как мы провели первый день в Каргополе, а последующие дни ездили по старинным селам Каргополья - побывали в Архангело, Ошевенске, Лядинах, Лёкшмозере. В четвертый же день нашей поездки, во вторник 26-го июля, после решения всех необходимых организационных вопросов, связанных с нашим пребыванием в национальном парке, мы отправились пешком в Масельгу и, оставив наши вещи на кордоне парка, провели большую часть дня, гуляя по окрестностям. Завершив же прогулку, мы забрали наши вещи, взяли ключ от туристического кордона в Думино и, уточнив дальнейший путь, отправились туда на ночевку. С этого момента и начался наш переход через парк по транскенозерской тропе - практически единственной тропе, соединяющей Лёкшмозерье и южный берег Кенозера. Именно об этом я и собираюсь сейчас рассказать.

Наш путь лежал на север - сначала по живописной лесной дороге, извивающейся по холмам посреди соснового леса, а потом по утоптанной тропинке. В обычное лето, а тем более в дождливый сезон, по пути могло быть весьма сыро, но аномальная жара уже сделала свое дело - лишь высокая трава, проложенные гати, да огромное количество комаров выдавало те места, где когда-то тек ручей или располагалось небольшое болотце.
И если сначала места были явно туристические (в стороны расходились тропинки, на окрестных стоянках отдыхал народ), то с каждым пройденным шагом мы уходили все дальше и дальше от нахоженных маршрутов.
Периодически по сторонам от дорожки встречались заросли черники, под ногами попадалась земляника, но слишком надолго останавливаться, чтобы вдоволь насладиться ягодами, не получалось - буквально через несколько секунд после остановки вокруг образовывалось целое облако кровососущих, которое быстро сгоняло с насиженного места.

По дороге через сосновый лес.

Озеро Белое.

Лесная тропа.

Идти до Думино было не далеко - где-то около 7 км, при этом последняя часть пути пролегала по живописным лугам около Долгого озера. Комаров там было на порядок меньше, так что мы остановились, устроили небольшую фотосессию, но рассиживаться особо не стали - часть неба уже была закрыта дождевыми тучами, и в ближайшее время дождь мог дойти и до нас.

Вид на Долгое озеро и прибрежные луга.

До туристического кордона в Думино оставалось уже совсем недалеко - где-то около полутора километров, так, что уже скоро мы были на месте.

Кордон в Думино.

Сам кордон - небольшой деревянный домик на берегу оз. Черное и буквально в нескольких сотнях метров от озера Долгое. В домике есть небольшая кухня и три комнаты с кроватями в сумме на 10 мест, зимой можно топить печку. Неподалеку, на берегу озера, была баня (только не понятно, насколько она работающая), рядом же у мостка стояла рыбацкая лодка. В домике кроме нас никого не было, так, что открыв его, мы побросали наши вещи, и занялись готовкой ужина - перед домом уже было огороженное кострище, поблизости же располагалась поленница. Пока я доставал еду, uraken и vgromov сплавали на лодке к середине озера и набрали там воды (около берега озеро зацвело и вода там была не вполне пригодна для питья).
Дождь же, который нас согнал с берега озера, всего-то около получаса назад, так и не пошел - фронт прошел стороной, на нас же упало всего несколько капель. Так, что уже вскоре еда варилась на костре.
А вот поесть на природе нам так и не удалось - ближе к вечеру налетело огромное количество комаров и мы были вынуждены ретироваться в домик. Так что доедали мы уже на веранде.
Перед сном же я с Алексеем, с риском быть съеденными заживо, прогулялись на озеро Долгое. Там, буквально в нескольких сотнях метров от нас, располагался служебный кордон парка (в котором в эти дни никого не было), рядом же был помост, с которого было удобно залезть в озеро Долгое и искупаться.
Утром после завтрака, памятуя о том, что сегодня до самого Кенозера сотовой связи у нас не будет, я залез на старый стог сена, неподалеку от нашего домика (это была практически единственная точка в округе, где была сотовая связь, и о которой мне рассказали егеря), и связался по телефону с администрацией парка в с. Вершинино - напомнил им о нашем приезде и ранее заказанном катере, уточнил, что нас будет только четверо.
После, собрав вещи и оставив ключ от домика в заранее согласованном месте, мы продолжили наш путь и уже вскоре подошли к заброшенной деревне Думино.

По пути в дер. Думино.

Думино - некогда достаточно крупная деревня, располагающаяся на высоком холме в окружении Черного озера, Долгого озера и Лобозера. Когда-то в деревне была школа и библиотека, работала кузница, неподалеку, на протоке между озерами Лобозеро и Коргозеро располагалась мельница. В святой же роще, рядом с Черным озером, была деревянная церковь, позже разобранная в послевоенные годы.
Закат деревни начался в 1965 году - именно тогда была закрыта местная ферма, и местные жители постепенно начали покидать родные места и переселяться в село Лёкшмозеро.
Сейчас деревня практически нежилая - поля заросли, дома стоят полузаброшенные. Только лишь изредка здесь кто-нибудь живет.

Стенд с информацией о деревне Думино (картинка кликабельна).

Деревня Думино.

Окрестные виды.

Осмотрев деревню и устроив небольшую фотосессию, мы продолжили наш путь. Узкая тропинка извивалась по некогда сырому, подболоченному лесу. Через высохшие болотца были перекинуты гати и мостки. Комаров и слепней было достаточно много, так что останавливаться особого желания не возникало.

Небольшое болотце.

Нашей следующей целью была одна из жемчужин Кенозерья - Порженский погост. Сам погост - это старинная деревянная Георгиевская церковь (по другим данным церковь Ильи Пророка), обнесенная старинной бревенчатой оградой с живописными башенками. Сама церковь была построена в XVII веке, но позже несколько раз перестраивалась.
Внутрь погоста мы не попали - вход туда был закрыт в связи с аварийным состоянием памятника, но реставраторов на тот момент еще не было.

Рядом с погостом в тени деревьев мы и остановились. Была еще мысль устроить перекус на стоянке, которая была на берегу озера, но нам не повезло - озеро сильно заросло у берегов, так что пришлось довольствоваться лишь той водой, что мы взяли с собой. Идея купания в озере тоже особого энтузиазма не вызвала - несмотря на 30С жару, лишь один Алексей искупался, найдя более -менее пригодное для купания место.

Но зато мы вдоволь погуляли по окрестностям - поснимали погост, озеро, живописные окрестные луга. Также вдоволь наелись малины - её очень много росло вокруг. Единственное, что забыли сделать - посмотреть, что осталось от тропы в сторону Макарьевско-Хергозерской пустыни и от старого моста. Хотя с другой стороны лесники нам еще в Масельге сказали, что ни моста, ни брода нет, а переправиться можно лишь вплавь или на лодке.

Порженский погост.

Озеро Мал. Порженское и стоянка на берегу.

Окрестные виды.

Отдохнув же и нафотографировавшись, мы отправились дальше - на сей раз по лесной дороге, которая огибает Большое Порженское озеро. Вообще-то, в случае организованных туров, лесники переправляют здесь туристов через озеро на лодке, а вот всем остальным остается лишь идти по объездной дороге. Весной и осенью дорога представляет собой лишь колею, утопающую в глине и воде, но была засуха, так что идти было очень приятно, тем более по сторонам росла черника, а под ногами время от времени попадались ягоды земляники. Напрягали лишь комары, которые кусали всякий раз, когда останавливались, чтобы полакомиться ягодами.

Начало дороги от Порженского погоста.

Километров через шесть дорога обходит озеро и продолжается далее на северо-восток. Постепенно места становятся более сухими, а дорога входит в сосновый лес. Кровососущих становится сразу на порядок меньше, так что уже вскоре, на стоянке около Худых озер, мы устраиваем обед и купание.
Вообще-то само озеро не очень пригодно для купания - под ногами ил, спуска к воде нормального нет, а обратно на берег приходится заползать чуть ли не на животе, но в 30С жару и не в такое озеро полезешь купаться. Вода в озере торфяная, но зато не цветет, так что уже вскоре заваривали сублимированный суп.

Одно из Худых озер.

Перекусив же, мы отправились в дер. Видягина - именно там нас должен был встретить катер, чтобы отвезти в Вершинино. В деревню ведет тропа, которая отходит от основной дороги неподалеку от Худых озер (сама же дорога ведет в дер. Горбачиха). На развилке висит указатель, так что пропустить отворот достаточно сложно.
В дер. Видягина мы пришли заранее, еще до приезда катера, так, что у нас было время там погулять.
Как и многие деревни по берегам Кенозера деревня Видягина нежилая. Лишь изредка в летнее время в ней кто-нибудь живет. Два домика в деревне приобретены парком - в них планируется обустройство туристических приютов.
В деревне сохранилась деревянная церковь Ильи Пророка 1911 года постройки и часовня Андрея Первозванного, построенная в XIX в.

Дер. Видягина.

Часовня Андрея Первозванного (XIX в).

Церковь Ильи Пророка (1911). Получилось снять только так, по частям.

Вид на оз. Видягинское.

Вскоре же, минут на 20 раньше запланированного времени, подошел и катер. Пришел он не из Вершинино, а из одной из окрестных деревень, куда вначале завозил холодильник.
На борту мы были не одни, там уже была пара отдыхающих, которые решили в этот день покататься по озеру (в этом плане нам очень повезло, так как в итоге нам не пришлось потом одним оплачивать весь путь катера туда и обратно).

Вскоре же мы уже плыли по озеру и наслаждались окрестными видами.

Наш катер.

На катере.

Впереди с. Вершинино.

Продолжение следует...

PS: Все фотографии можно увидеть здесь: https://picasaweb.google.com/103787828238522448161/2011072627#

PPS: Наш трек можно посмотреть здесь: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=cwrdzrakxiqnehzo

PPPS: При написании отчета использовались материалы с сайта: http://www.kenozerjelive.ru/list.htm