Алексей Ерошин (e_aleks) wrote,
Алексей Ерошин
e_aleks

Поездка в Ярославскую область: Часть 2 (Татищев погост и окрестности)

В предыдущей части своего отчета я уже начал рассказывать о том, как в выходные дни 18 и 19 августа я вместе с друзьями съездил в Ярославскую область в интересную поездку по окрестностям Ростова Великого.
Я уже рассказал про то, как, приехав на экспрессе субботним утром в Ростов, мы сели на местный автобус и отправились в старинное село Великое. Я написал и о том, как осмотрев село, мы прогулялись по бескрайним лугам до пос. Семибратово, мимо урочищ Мирославка и Усово, где лишь развалины старинных храмов напоминают о когда-то существовавших здесь селах.
Сейчас же я хочу продолжить рассказ о нашей поездке и написать о том, как, проснувшись воскресным утром в Ростове, мы отправились на автобусе в старинное село Татищев Погост, откуда совершили очень интересный кольцевой маршрут, мимо бескрайних полей и старинных сел, мимо полуразрушенных храмов, в которых, несмотря на общее запустение, местами сохранились старинные росписи, выполненные еще в позапрошлом веке.

Раннее воскресное утро. Еще нет и семи часов утра, а нам уже пора собираться, чтобы успеть на утренний автобус в Татищев Погост.
В этот раз нас меньше, чем в субботний день, всего лишь шестеро - я, tehi4ka, nadushenka, jenyay, maydyk и Виктор. Остальные же, после напряженного субботнего дня, решили не прерывать свой сон настолько рано и посвятить этот день прогулке по Ростову.
Время идет и в пол восьмого утра, чуть больше, чем за двадцать минут до положенного времени, мы уже стоим на остановке и ждем автобуса. Можно было и не приходить так рано, все равно автобус пришел точно по расписанию, но мы предпочли не рисковать, наученные прошлым опытом, когда автобус уходил намного раньше расписания, а нам оставалось либо ловить попутку, либо ждать следующего рейса.
Ехать до Татищева Погоста недолго, всего лишь около 40 минут, так что уже в пол девятого мы стояли на остановке в центре села.

Недалеко от остановки около дороги располагается церковь Сергия Радонежского, построенная в 1810 году на средства Дмитрия Павловича Татищева. Выстроенная в стиле классицизма, церковь представляла собой стройную ротонду, перекрытую пологим куполом и имеющую четыре портика, расположенные по сторонам света. Рядом с церковью располагалась отдельно стоящая колокольня.
Сам храм располагался в те времена на территории усадьбы Татищевых - неподалеку находился двухэтажный господский дом, окруженный большим садом и липовым парком.
Время шло, и в 1832 году случился сильный пожар, уничтоживший с лица земли практически все село. Сгорела и усадьба с господским домом, сохранился лишь только храм.
Позже в 1851 году храм был перестроен - между колокольней и храмом была встроена трапезная.

Церковь Сергия Радонежского (1810).

Лошадь около храма.

Осмотрев храм и устроив небольшую фотосессию, мы продолжили нашу прогулку. Узкое шоссе, продолжаясь за автобусной остановкой, спускается вниз, к мосту через реку Луть. Перед мостом развилка - направо уходит дорога в с. Полянки, где сохранился полуразрушенный храм Георгия Победоносца, основанный в первой половине XIX века, и куда мы еще вернемся, но ближе к концу прогулки. А пока мы пересекаем по мосту реку Луть и, поднявшись на горку, проходим через деревню Рылово.

Дорога, уходящая вдаль. Внизу виден мостик через р. Луть, а на другом берегу реки уже видны дома дер. Рылово.

Ближе к концу деревни очередная развилка - основная дорога уходит направо, налево же в сторону фермы уходит грейдер, куда мы и направляемся.
До следующей деревни идти не близко, чуть больше 4 км, а пока мы идем по дороге сквозь поля, которые лишь изредка прерываются перелесками. Леса тоже есть, но где-то в стороне, проглядывают на горизонте.
Поля же в основном все обрабатываются - в основном выращивается трава на корм скоту, но иногда встречаются и картофельные плантации.

Дорога через поля.

Окрестные виды.

Небольшой прудик рядом с дорогой.

Ближе к дер. Безменцево дорога ныряет в лес, но, увы, ненадолго. Лес достаточно быстро кончается, а по краям снова тянутся луга и поля.

Дорога в лесу.

В какой-то момент налево уходит дорога, помеченная флажками, и табличкой, что проезд запрещен - частная собственность. Тогда мы думали, что это, наверное, дорога к дачам. И лишь, приехав в Москву и поискав в интернете, я узнал, что дорога эта ведет к родовому поселению, основанному в этих краях всего несколько лет назад.

На подходе к дер. Безменцево. Увы, но деревья по сторонам это не лес, а лишь лесополосы вдоль дороги.

За небольшим мостиком через р. Нарица основная дорога уходит налево в дер. Безменцево, мы же продолжаем путь по проселку, постепенно заворачивающему на север северо-восток. Еще несколько километров и уже вдали, над кронами деревьев, появляется колокольня полуразрушенного храма Казанской иконы Божией Матери в с. Халдеево.

Река Нарица, вид с моста.

Дорога в с. Халдеево.

Окрестные виды.

Вид на храм Казанской иконы Божией Матери в с. Халдеево.

Старинный храм Казанской иконы Божией Матери был построен в селе Халдеево в 1784 году. А через 10 лет в 1794 году по соседству с холодной Казанской церковью был построен теплый храм Николая Чудотворца. Время шло и в советское время храмы были закрыты и заброшены. Но, тем не менее, за многие годы запустения, в Казанской церкви сохранились в относительно хорошем состоянии уникальные росписи.

Церковь Николая Чудотворца (1794).

Казанская церковь (1784).

Роспись Казанской церкви.

Осмотрев храм и устроив небольшую фотосессию, мы продолжаем наш путь. И если первоначально, планируя маршрут, я собирался пройти от с. Халдеево по дороге до дер. Глебово, и уже оттуда совершить радиальную вылазку в с. Ивашково, где сохранился полуразрушенный Успенский храм, то придя в с. Халдеево и поговорив с местными жителями, я решил несколько разнообразить первоначальный маршрут и попробовать добраться до дер. Кобяково, откуда уже есть дорога в с. Ивашково.
Сама дорога из Халдеево в Кобяково - это одинокая тракторная колея посреди полей, где-то более заметная, а где-то и практически исчезающая посреди полей. А вот места, по которым мы шли, очень живописны - овсяные поля, где мы не могли не остановиться, чтобы устроить фотосъемку, красивые виды на храм в с. Халдеево, открывающиеся с полей. Вряд ли бы мы что-то подобное увидели, если бы следовали первоначальному плану.

Овсяное поле по дороге в дер. Кобяково.

jenyay

Виктор.

Вид с поля на с. Халдеево.

Иногда дорога в дер. Кобяково практически исчезала среди полей.

Выйдя в дер. Кобяково, мы оказались на узком шоссе, по которому и продолжили путь в с. Ивашково.

По дороге в с. Ивашково.

А около дороги кругом поля и луга.

В старинном селе Ивашково в 1801 году был построен храм Успения Божией Матери. Время шло, и в 1839 году на средства прихожан был построен и зимний теплый храм во имя Святителя Леонтия Ростовского Чудотворца. Зимний храм до наших дней не сохранился, а вот летний храм сохранился, хотя и в полуразрушенном состоянии - он и сейчас стоит недалеко от дороги в центре села среди деревьев. Сейчас все деревья в зелени, так что сфотографировать нормально удалось только колокольню, о храме же можно лишь догадываться, смотря на фотографии.

Успенский храм (1801).

Роспись в этом храме сохранилась намного хуже, чем в Халдеево. Но, тем не менее, какие-то фрагменты все-таки сохранились.

Виктор спускается с колокольни. Как и в Халдеево на колокольню можно подняться только на один уровень, выше же были только деревянные лестницы, которые не сохранились.

Новые коттеджи в с. Ивашково.

Пруд в с. Ивашково.

Осмотрев храм, мы продолжили наш путь по местному шоссе, и вскоре, перейдя по мосту р. Луть, оказались на перекрестке в дер. Глебово. Наш путь лежал направо, в сторону с. Татищев Погост, налево же подходила дорога из с. Халдеево, по которой я и собирался изначально придти. Недалеко от перекрестка стоит старая остановка, напоминая о тех временах, когда сюда доезжал рейсовый автобус. Если же пройти чуть вперед по тропинке, то можно выйти к старому колодцу, правда вода в нем нам не понравилась.

По дороге в дер. Глебово.

Где-то здесь течет р. Луть.

Старая автобусная остановка.

Рядом с деревней чуть в стороне от дороги на берегу реки Луть есть святой источник и купель. С дороги его не видно, и мы бы прошли мимо него, если бы не увидели местных жителей, идущих туда с ведрами.
Именно рядом с источником мы и устроили перекус. Девушки же в это время не преминули окунуться в купели.

Святой источник рядом с дер. Глебово.

Вскоре привал подошел к концу, и мы продолжили наш путь по дороге в сторону следующей дер. Гаврилково. Когда-то из дер. Гаврилково существовала прямая дорога в с. Полянки, расположенное на другой стороне р. Луть примерно в 1,5 км от деревни. Но мост, который был через речку, как-то смыло в весеннее половодье, а дорога с тех пор заросла.
Правда местный житель, которого мы встретили, рассказывал нам про какую-то мифическую тропинку, которая ведет на другой берег через остатки моста, но тропинка так и не нашлась.
Так что, взвесив все за и против и оценив высоту травы на полях, мы пришли к выводу, что быстрее мы дойдем до села по дорогам, правда, намотав примерно три лишних километра, чем будем ломиться по зарослям травы.

Дорога в дер. Гаврилково.

Бескрайние поля. Если присмотреться, то на горизонте видна колокольня храма в с. Полянки.

В дер. Гаврилково.

Прямой дороги в село нам так найти не удалось, так что продолжаем наш путь в сторону с. Татищев Погост. Пройдя насквозь дер. Рылово, которую мы уже проходили утром, и перейдя еще раз по мосту р. Луть мы, вместо того, чтобы идти на автобусную остановку, поворачиваем за мостом налево, на дорогу, которая должна нас вскоре вывести в с. Полянки.

В старинном селе Полянки в 1834 году был построен храм Георгия Победоносца. А через 16 лет в 1850 году по соседству с холодной Георгиевской церковью был построен теплый храм Димитрия Солунского. Время шло и в советское время храмы были закрыты и заброшены.

По дороге в с. Полянки.

Храм Георгия Победоносца (1834).

Храм Димитрия Солунского (1850).

Осмотрев храм, мы вернулись обратно в с. Татищев Погост на автобусную остановку, откуда вскоре уехали на автобусе в Ростов, где нас ждал ужин и обратный экспресс в Москву.

PS: Все фотографии с прогулки можно увидеть здесь: https://picasaweb.google.com/103787828238522448161/201208192#

PPS: Наш маршрут на карте можно увидеть здесь: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=pkietwmqbnwslpjp