Алексей Ерошин (e_aleks) wrote,
Алексей Ерошин
e_aleks

Поездка в Центрально-Лесной заповедник (Часть 4: Экскурсия на верховое болото "Старосельский мох")

Продолжаю рассказывать про поездку в Центрально-Лесной заповедник в конце июля. В предыдущих частях своего отчета я уже рассказал о том, как вместе с nadushenka, pupovjim и Алексеем добрался до Центрально-Лесного заповедника и что мы увидели по пути. Сейчас же я хочу рассказать о том, как мы провели наш последний день в заповеднике - как мы сходили на экскурсию на верховое болото "Старосельский мох", расположенное в охранной зоне заповедника, в нескольких километрах северо-восточнее поселка Заповедное.

Еще в начале лета, переписываясь с Кристиной Игоревной по поводу нашей поездки в заповедник, я договорился о том, что в воскресенье у нас будет экскурсия на верховое болото. В субботу, накануне, оставалось лишь внести оплату, получить необходимый пропуск, и договориться о том, что в воскресенье утром, сразу после завтрака, за нами зайдет Григорий, сотрудник отдела экопросвещения, и вместе с ним мы отправимся на весь день на экскурсию.

Воскресенье, 24 июля.
Период сухой погоды, установившийся в последние несколько дней, похоже подошел к концу. Небо, затянутое облаками, и отдаленные раскаты грома не оставляли сомнения в скором наступлении дождя.
Но погода нас не пугает, так что позавтракав, мы собираем небольшой перекус, и по приходу Григория отправляемся в поход. Пройдя немного по поселку, и обойдя шлагбаум, обозначающий границу заповедника, оказываемся в заповедном ядре - в самой охраняемой части заповедника. Здесь очень редко бывают туристы - в основном лишь сотрудники заповедника, да студенты-биологи, проходящие тут практику, посещают данный участок леса. Туристам же находиться здесь можно лишь по специальному пропуску и в сопровождении экскурсовода.
От шлагбаума в лес уходит старая дорога, по которой мы и продолжаем наш путь. Где-то через полчаса дорога выводит нас на поляну - в урочище Красное. Здесь проводятся научно-исследовательские работы, установлены различные датчики для измерения метеопараметров, концентрации разных газов и т.д.

В ур. Красное.

Здесь мы сворачиваем на восток, и где-то по просеке, а где-то по лесной дороге, продолжаем наш путь, направляясь к бывшей деревне Староселье. Вскоре начинается дождь, который собирался все утро, - поначалу слабый, а потом все сильнее и сильнее. К счастью дождь был не продолжителен - так, что к тому моменту, как мы дошли до поля у бывшей деревни Староселье, дождь уже ослабел.
Старое поле сейчас частично засеяно овсом - для пропитания кабанам, медведям и другой живности. На поле стоит деревянная башня - наблюдательная вышка, на которую мы не преминули подняться по лестнице. На самом верху - небольшая комнатка с окнами, откуда открывается панорамный вид на окрестности. Здесь мы и располагаемся в ожидании завершения дождя.

Поле, засеянное овсом.

Недалеко от башни находится покосившийся деревянный дом - единственное напоминание о бывшей деревне Староселье.

Последний дом деревни Староселье.

Время за разговорами летит незаметно, и уже вскоре дождь окончательно заканчивается. Мы же спускаемся вниз, и вначале через овсяное поле, а потом и через луга, заросшие цветущим иван-чаем, направляемся к началу экологической тропы, проложенной через верховое болото "Старосельский мох".

Окрестные виды.

Экологическая тропа представляет собой узкий деревянный настил, проложенный через болото. В некоторых местах устроены небольшие площадки, там установлены плакаты, информационные стенды, рассказывающие об истории болота, его строении, животном и растительном мире. Здесь мы непременно останавливались, и Григорий нам рассказывал про эти места.

Настил через болото. По краям болото заросло невысокими сосенками. Ближе же к середине деревьев уже не будет.

Пока идем, изучаем внимательно местную растительность.

Эта черная ягодка, растущая на растениях, похожих на карликовую елочку - шикша или водяника. Ягоды у неё съедобны, но на вкус достаточно пресные, поэтому её редко собирают.

А вот и клюква, правда, еще совсем незрелая.

Одинокая ягода клюквы.

А еще я впервые увидел, как растет голубика.

Голубика.

На болоте растет и морошка - именно здесь проходит южная граница её распространения. Но она уже сошла, и нам оставалось лишь смотреть на её листья.

Растение с тройчатыми листьями - морошка.

Информационный стенд про местную флору.

А мы продолжаем наш путь. Настил уводит нас все дальше и дальше в центр болота. Сосенки становятся постепенно все меньше и меньше, а вскоре и совсем исчезают. Погода постепенно тоже улучшается - облака, поначалу закрывающие все небо, постепенно рассеиваются. И все говорит о том, что нас ждет солнечный и жаркий день.

Окрестные виды.

На болоте.

Грибы на болоте.

Немного в стороне от экотропы установлены измерительные станции и различные датчики, к которым проложены узкие настилы. Здесь проводятся научно-исследовательские работы.

Чуть в стороне деревянная башня, к которой мы и отправились. На неё ведет приставная деревянная лесенка, а наверху обустроена небольшая наблюдательная площадка, с которой открываются отличные виды на болото.

Башня на болоте.

Виды на болото.

Покорение башни.

На смотровой площадке.

А мы продолжаем нашу экскурсию.

Информационный стенд, посвященный значению болот.

А вот так растет росянка. Я её раньше видел только в оранжерее Аптекарского огорода и очень хотел увидеть в природе.

Дойдя до конца экологической тропы и немного отдохнув, мы поворачиваем обратно и возвращаемся обратно к лугам у бывшей деревне Староселье.

Окраина болота.

Если с утра мы пришли в ур. Староселье с запада, со стороны ур. Красное, то обратно мы идем на юг, и вскоре выходим на лесную дорогу, ведущую в сторону пос. Заповедное.

На лугах.

Лесная дорога.

После утренней грозы идти по дороге не просто - приходится обходить многочисленные лужи и стараться не провалиться в глубокие колеи, заполненные водой. Дорога сначала идет на юг, а потом заворачивает на юго-восток, и выходит к участкам восточнее пос. Заповедное.

Около пос. Заповедное.

Вскоре мы добираемся и до гостевого дома. Отдохнув, решаем еще немного прогуляться по поселку - заодно разведать экологическую тропу.

Мостик через пруд на экологической тропе.

Плакат про водные растения.

Пруд.

Нагулявшись, возвращаемся в гостевой дом, чтобы поужинать и не спеша собрать вещи. Еще вчера Кристина Игоревна вызвала для нас такси из Нелидово, которое должно заехать за нами поздно вечером, в 23 часа, и отвезти нас к ночному поезду в Москву.

А тем временем погода решила приготовить нам еще один сюрприз. Ясное и безоблачное небо ближе к вечеру сменилось черными тучами, подул сильный ветер и вскоре полил очень сильный дождь. Ощущение было такое, что мы оказались в центре тропической грозы - иногда дождь становился настолько сильным, что в окно мало что было видно. Небо же постоянно озарялось вспышками молний. Вскоре отключилась сотовая связь, а потом и погас свет. В какой-то момент мы уже начали волноваться, а приедет ли в такую погоду за нами такси.

Ближе к отъезду дождь несколько затих, свет снова включили, появилась и связь, а где-то без четверти одиннадцать за нами приехало такси. Но погода так просто нас не отпускала, и где-то на полпути мы снова попали в грозовой фронт, когда видимость вперед достигала нескольких метров. Было даже несколько жутковато ехать, когда почти ничего не видно.

Последний волнительный момент был уже в Нелидово, когда мы стояли под дождем на платформе и ждали поезда, который должен был прийти, но которого все не было и не было. Но поезд, несколько опоздав, все-таки пришел, и мы уехали в Москву. На этом и закончилась наша поездка в заповедник.